Сколько вы можете назвать моделей футбольных мячей, которые изменили историю? Вы, скорее всего, никогда не придавали значение, какими именно мячами проводились матчи, которые сегодня считаются легендарными. Однако каждое значимое событие в футболе сопровождалось конкретной моделью мяча.
На долю одной модели мог выпасть целый ряд значимых событий. А могло быть и такое, что модель запоминалась каким-то одним, но уникальным матчем. И это мы еще не затронули тему технологического развития главного атрибута этой игры. В этой подборке мы покажем вам 10 футбольных мячей, которые уже являются частью большой истории.
Перед началом обозначим, что мы будем показывать вам мячи в порядке их исторической значимости: от менее значимых к более важным моделям.
Рейтинг лучших футбольных мячей
Adidas + Teamgeist
Эта модель своим появлением в 2006 году на Чемпионате мира сделала революцию в футболе. Ранее все игры проводились стандартными мячами с 32-мя панелями. Это был некий стандарт футбольных мячей, который берет свое начало в 1970 году. Новинка Teamgeist предложила новый формат и, главное, свежий подход к формированию конструкции игровой сферы. Она состояла всего из 14 изогнутых панелей, что на то время сильно шокировало футбольную общественность.
Компания Adidas выступала в роли новатора и сразу же после релиза получила свою порцию критики. Траектория полета у новой модели была совершено непредсказуемая. Однако ЧМ все поставил на свои места. Легенды того времени забили одни из лучших своих голов, а сама игра стала намного зрелищней. С того времени началась эпоха новых конструкций и экспериментов, за которые взялись и другие бренды.
Nike Seitiro
Компания Nike упорно боролась с Adidas за возможность представлять свои мячи не только в топовых чемпионатах, но и на турнирах высшего эшелона. Но немцам отдали почетный титул главного спонсора относительно мячей, поэтому разработчики Nike сделали ставку на европейские чемпионаты. Акцент всегда делался на Англию, где они в сезоне 2011/12 годов презентовали свою новинку Seitiro. Это была их первая модель, которая не маркировалась знаком T90.
Этот футбольный мяч запомнился не только своим сбалансированным и предсказуемым поведением, но и особой графикой. Она позволяла лучше различать мяч на поле. Особенно это помогало при непогоде, с которой в Англии всегда есть проблемы.
Именно эта модель начала ассоциироваться с последним голом Серхио Агуэро, который им принес главный национальный титул «Манчестер Сити».
Adidas Tricolore
Модель запомнилась участием на Чемпионате мира в 1998 году. Это был последний мяч от Adidas, созданный на основе дизайна Tango. Кроме этого, новинка была представлена в разных цветах. Это сейчас мы не удивились бы любой расцветке мяча, но тогда за стандарт считался черно-белый дизайн. Tricolore сначала вызвал фурор, но потом все поняли, что не обязательно ограничивать себя двумя стандартными цветами. После этого релиза дизайнеры начали экспериментировать с цветовыми решениями и порой заходили слишком далеко.
Adidas Tricolore в историю также вошел как мяч, которым Оуэн шикарным ударом похоронил Аргентину. В то время эта модель помогала доминировать Англии на ЧМ и меняла правила в производстве всех последующих мячей для этого турнира.
Adidas Fevernova
Очередной футбольный мяч от Adidas — очередная попытка уйти от привычного дизайна и очередная новинка для Чемпионата мира, но уже 2002 года. В основу обновленного стиля легла цветная графика, что позволило игрокам иначе воспринимать мяч на поле. К тому же телевизионная картинка также стала более интересной зрителю. На то время это отметили многие и уже пропало сомнение, что цвета в дизайне мячей – это перебор и ненужное явление.
Модель Adidas Fevernova запомнилась болельщикам по матчу Англии с Аргентиной. Англичане голом с точки, который выполнил Дэвид Бэкхем, спаслись от поражения. Если бы не этот гол, то команда Бэкхема теряла бы все шансы на проход в следующую стадию турнира. Этот гол в последствии был признан одним из самых важных в истории английского футбола.
Adidas Finale
Тут важно напомнить, что в 2000 году компании Adidas предоставили контакт на производство мячей для финальной стадии Лиги чемпионов. Этим как раз немецкий бренд и победил в гонке Nike. Ему отдали и Чемпионаты мира, и самые важные клубные турниры. Nike оставалось только показывать себя в местных чемпионатах. Однако модель Adidas Finale проявила себя чуть позже – в Лиге чемпионов 2002/2003 годов.
Это время появления «звездного дизайна», который сохраняется в дизайне мячей для ЛЧ по сегодняшний день. Кстати, эти звезды запатентованы брендом, поэтому их уже никто не сможет скопировать и использовать для коммерческих целей. Кроме этого, мячом Adidas Finale в финальном матче Зинедин Зидан забил очень важный и один из самых красивых своих мячей в карьере.
Mitre Ultimax
Для многих компания Mitre – это пустой звук и ноунейм. Однако есть такой бренд, который в сезонах между 1995 и 2000 годами умудрился аж пять лет делать мячи для АПЛ. Компания прославилась своими моделями Mitre Pro Max и Mitre Delt, но действительно вошла в историю только с Mitre Ultimax. Кстати, 5 лет игры одной моделью в Англии – это рекорд, который не побит до сегодняшнего дня.
На то время футбольные мячи не могли показать такую скорость, которую продемонстрировал Mitre Ultimax. Официально это первый мяч, скорость которого была зафиксирована на отметке больше 100 миль в час. Помимо этого, он обладал предсказуемой траекторией полета, поэтому игроки его полюбили и за его точность. Сегодня скоростные показатели этой модели уже, конечно, побиты, но свой след в истории этот мало популярный бренд все же оставил.
Nike Total 90 Aerow
Компания Nike хоть и не доминировала на рынке футбольных мячей, однако это им не помешало сделать небольшую революцию. Презентовав свою новинку Total 90 Aerow, бренд впервые показал миру мяч с шестью слоями. Это позволило практически идеально его сбалансировать и улучшить все основные характеристики.
Это произошло в 2004 году, а тестировался мяч в условиях той же английской лиги. Тест оказался очень успешным. После этого практически каждый последующий год в АПЛ играли новым поколением этой модели или ее модернизацией под другим названием. Кстати, если говорить про знаковые события, то этим мячом Челси выиграл свое первое чемпионство.
Adidas Telstar
Погружаемся в глубины футбольной истории. На радаре 1970 год и Чемпионат мира, где мы видим первый и самый популярный дизайн черно-белого мяча с 32-мя панелями. Тогда еще мячи шились вручную, а такой дизайн был обусловлен тем, что трансляции проводились на черно-белых телевизорах. С развитием футбольных и телевизионных технологий от этого дизайна начнут уходить к более прогрессивным стилистическим решениям. Однако этот образ до сих пор остается иконой стиля и даже наши смайлы используют этот дизайн мяча.
Nike Geo Merlin Vapor I
После пятилетнего доминирования в Англии модели Mitre Ultimax на главную сцену снова возвращается компания Nike. Ей нужно было предложить нечто такое, что могло бы заново вернуть себе АПЛ. В 2000 году такой моделью стал Geo Merlin Vapor I. Именно с этого футбольного мяча началась самая длинная история Nike по производству мячей для английского футбола. Кстати, эта история продолжается и сегодня.
Чтобы представлять одну из самых сильных лиг во всем мире, разработчикам пришлось каждый год придумывать что-то новое. Это касалось как самого дизайна, так и различных технологичных новшеств. Это стало толчком для прогресса, что привело к тем современным моделям, которыми играют в Англии сегодня. А все началось однажды с простого Geo Merlin Vapor I…
Adidas Tango
Да, на сегодняшний день многие признают именно Adidas Tango самым значимым мячом в истории футбола. Этот культовый дизайн появился на Чемпионате мира в 1978 году. Он доминировал вплоть до 2002 года. Только представьте себе ситуацию, когда один стандарт дизайна держался такой длительный промежуток времени.
Сегодня подобная история повторяется со «звездным дизайном» мячей Adidas для Лиги чемпионов. Хотя для этого стиля придумано намного больше вариаций, так как задействовать можно практически любые цвета.
Adidas Tango за свои 24 года существования увидел самые важные моменты становления футбола. Он увидел первых звезд, которых мы сегодня считаем легендами и первопроходцами. В последнее время компания Adidas частично пытается вернуть дизайн Tango на рынок, однако эти попытки оценила лишь старая гвардия болельщиков. Она понимает значение этого события, когда молодое поколение выросло на новой стилистике и им подобные ретро решения уже не заходят.
Заключение
История футбола помнит много мячей, которые не были названы в этой подборке. Мы лишь озвучили те футбольные мячи, которые сыграли максимально важную роль в формировании нынешнего футбола.
В эту подборку хотелось бы включить еще такие модели как Nike Total 90 Omni и Tracer или нашумевший Adidas Brazuca. Есть еще целый ряд мячей, которые можно считать удачными в плане технологических решений. Однако не все из них смогли оставить какой-то ощутимый след в истории.
При этом не хотелось делать подборку слишком длинной, когда все главные игроки уже были названы. Если для вас какая-то модель играет особую роль, пишите о ней в комментариях ниже. Нам будет интересно с вами обсудить ее значение и другие особенности.